Методические разработки учителей

Безопасность в сети Интернет

 

  Разработка педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУ ДОД ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

Мельникова Алексея Владимировича
2009 г.

 

План занятия по теме «Безопасность при работе в Интернет»

Задачи:

  1. Ознакомить уч-ся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

  2. Научить избегать этих угроз.

  3. Рассказать о действиях, которые необходимо предпринять при столкновении с этими угрозами.

  4. Освоить практические навыки работы в сети Интернет.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Сайт http://content-filtering.ru/children/

  2. Блинков И.А.: Безопасность детей и молодежи в сети Интернет

  3. Брошюра «Безопасность детей в Интернете» изд. Microsoft

  4. Чат http://prikol.interchat.ru/

  5. Сайт МБОУ лицея № 176 http://licei176.ru/

Программное обеспечение:

  1. Microsoft Windows XP,

  2. Microsoft Internet Explorer

 

Ход занятия.

 

I. Орг. момент
II. Программы, позволяющие путешествовать по сети Интернет – браузеры (Internet Explorer, Opera, Firefox, и др.)

Как пользоваться браузером (на примере Internet Explorer)

 

Значение Интернет

В Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

 

Но сеть Интернет скрывает и угрозы.

Наиболее часто встречающиеся угрозы при работе в Интернет:
  1. Угроза заражения вредоносным программным обеспечением (ПО). Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется почта, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители, или скачанные из сети Интернет файлы. Эти методы довольно часто используется хакерами для распространения троянских вирусов;

  2. Доступ к нежелательному содержимому. Это насилие, наркотики, страницы подталкивающие к самоубийствам, отказу от приема пищи, убийствам, страницы с националистической идеологией. Независимо от желания пользователя, на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие подобную информацию;

  3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
  4. Поиск развлечений (например, игр) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта можно попасть на карточный сервер и проиграть большую сумму денег.

  5. Неконтролируемые покупки.

 

Посещение сайта http://content-filtering.ru/children/

Чтение вступительной статьи на сайте

Переход по ссылке «Средние классы»

Чтение раздела «Вы должны это знать», и обсуждение правил безопасности.

 

Деление уч-ся на группы.

Задание для каждой группы:

Зайти на страницы сайта, посвященные различным видам деятельности в сети Интернет. Прочитать правила работы, и объяснить, чем может обернуться невыполнение этих правил.

 

Обобщение полученной информации:

Рекомендации, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным:

  1. Посещайте Интернет вместе с родителями, или делитесь с ними успехами и неудачами в деле освоения Интернет;

  2. Если в Интернет вас что-либо беспокоит, то вам следует не скрывать этого, а поделиться своим беспокойством со взрослыми;

  3. При общении в чатах, использовании программ типа ICQ, использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Выберите регистрационное имя (псевдоним), не содержащее никакой личной информации;

  4. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;

  5. Уважайте собеседников в Интернет. Правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;

  6. Никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

  7. Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернет – правда. Спрашивайте у взрослых о том, в чем вы не уверены;

 

Составление сводной таблицы правил поведения в сети Интернет

Никогда

Всегда

Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей

Всегда будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть

Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями

Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате

Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах

Всегда покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями

Никогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера

Всегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говори

Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые

Всегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман

 

Всегда держись подальше от сайтов "только для тех, кому уже есть 18". Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет

 

Если ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в «небезопасные зоны», напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить.

Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу-шпион.

Если вы получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителям.

Всегда принимайте помощь от взрослых или друзей, разбирающихся в вопросах безопасного Интернета. Мама и папа могут не знать ответов на все интересующие вас вопросы.

 

Задание:

Обсудите предложенные идеи по сохранению безопасности в сети Интернет со своими друзьями. Возможно, вы придумаете новые и дополните список правил.

 

Практическая работа.
  1. Зайдите в Гостевую книгу сайта МБОУ лицея № 176 http://licei176.ru/ и оставьте в ней запись, используя правила безопасности и сетевого этикета, с которыми мы сегодня ознакомились.

  2. Зайдите в детский чат http://prikol.interchat.ru/, зарегистрируйтесь там, и пообщайтесь, используя правила безопасности и сетевого этикета, с которыми мы сегодня ознакомились.

 

III. Подведение итогов занятия
IV. Домашнее задание.

Составьте список правил сетевого этикета и оформите его в электронном виде (Word, презентация). Можно с иллюстрациями.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»