- музыкальная запись mp3 Ольги Воронец «Хлеб всему голова»
Ход занятия.
(Звучит запись Ольги Воронец) Дети встречают гостей с хлебом-солью в русских - народных костюмах. Ребенок читает стихотворение:
Слайд №1.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
2 – ой ребенок:
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
(Дети вручают гостям хлеб-соль)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот красиво сервированный стол и богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите?
(Ответы детей)
- Как можно назвать все это одним словом?
- Выпечка, хлебобулочные изделия.
- Ну а как все же пришел хлеб на наш стол?
(Ответы детей.)
Слайд №2.
- Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».
Слайд №3.
- С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Вот и сегодня мы встречали наших уважаемых гостей хлебом-солью.
Слайд №4.
А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.
Слайд №5.
Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные людидолгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
Слайд №6, 7.
- Ребята,как вы думаете, почему один хлеб черный, а другой белый?
(Ответы детей)
- Да, потому что из разной муки выпечены изделия.
Дети подходят к дидактическому столику, чтобы рассмотреть колоски пшеницы и ржи.
Слайд №8.
Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?
- Конечно, нет!
- Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.
Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет засобой борону, она рыхлит землю.
А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?
- Это механизатор.
Слайд №9
- Дальше нужно бросить в землю семена.
Слайд №10.
Раньше сеяли вручную.
Слайд №11
- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)
Слайд №12-13
За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.
Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.
Слайд №14
Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.
Слайд№15
Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
Зерно везут на элеваторы или на мельницу.
Слайд№16
Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.
Дети подходят к дид. столику и рассматривают муку и манку.
Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.
Слайд №17-19
Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню.В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин. Покупайте и кушайте!
Слайд № 20-21
Далее детям предлагается отгадать загадки:
Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столбе золотом.
***
Парикмахер необычный Гладко чуб стрижёт пшеничный, И лежат за ним вразброс Копны золотых волос.
***
Был я сыпучим, Потом – тягучим, В огонь попал – Мягким стал.
***
Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье!
***
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?
***
В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят.
Слайд№22
Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (Предварительно велась работа по пословицам, их значение)
Слайд №23
Знаешь ли ты?
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт.
С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Слайд №24
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
Дети рассматривают нормы, представленные на дид. столике.
Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби.
Слайд №25-26
В России существует единственный государственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.
Слайд №27-29
Чтение стихотворений вместе с детьми. «Булка» С. Михалкова,
Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
***
Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!
Рефлексия:
Ребята, продолжите фразу: Я сегодня узнал, что…
Благодарю за внимание. Воспитатель с детьми приглашают гостей к столу на чаепитие.