Методические разработки учителей

Откуда хлеб пришел

 

Разработка Кораблевой Татьяны Константиновны

воспитателя, второй квалификационной
категории г. Москва 

Откуда хлеб пришел

Занятие с использованием ИКТ.

(Информационно –  компьютерных технологий)

Цели:

1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

3.     Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

4.     Привитие детям бережного отношения к хлебу.

5.     Формирование нравственной культуры миропонимания.

6.     На основе слайдов презентации показать тяжелое положение жителей Ленинграда во время блокады (войны).

7.     Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.

8.     Активизация и обогащение словаря.

9.     Повторение пословиц о хлебе, стихов.

Оборудование:

- ноутбук

- презентация «Откуда к нам хлеб пришел»

- мультимедийный проектор

- тарелка с мукой, манкой

Нормы 125 г ржаного хлеба и 5 г муки

- выпечка (хлебобулочные изделия)

- хлеб-соль, рушник

- музыкальная запись mp3 Ольги Воронец «Хлеб всему голова»

Ход занятия.

(Звучит запись Ольги Воронец)  
Дети встречают гостей с хлебом-солью в русских - народных костюмах.
Ребенок читает стихотворение:

Слайд №1.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

2 – ой ребенок:

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

(Дети вручают гостям хлеб-соль)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот красиво сервированный стол и богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите?

(Ответы детей)

- Как можно назвать все это одним словом?

- Выпечка, хлебобулочные изделия.

- Ну а как все же пришел хлеб на наш стол?

(Ответы детей.)

Слайд №2.

- Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».

Слайд №3.

- С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Вот и сегодня мы встречали наших уважаемых гостей хлебом-солью.

Слайд №4.

А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.

Слайд №5.

Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди  долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.

Слайд №6, 7.

- Ребята,  как вы думаете, почему один хлеб черный, а другой белый?

(Ответы детей)

- Да, потому что из разной муки выпечены изделия.

Дети подходят к дидактическому столику, чтобы рассмотреть колоски пшеницы и ржи.

Слайд №8.

Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?

- Конечно, нет!

- Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.

Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за  собой борону, она рыхлит землю.

А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?

- Это механизатор.

Слайд №9

- Дальше нужно бросить в землю семена.

Слайд №10.

Раньше сеяли вручную.

Слайд №11

- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)

Слайд №12-13

За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.

Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.

Слайд №14

Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.

Слайд№15

Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

Зерно везут на элеваторы или на мельницу.

Слайд№16

Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники. 

Дети подходят к дид. столику и рассматривают муку и манку.

 Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.

Слайд №17-19

Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин. Покупайте и кушайте!

Слайд № 20-21

Далее детям предлагается отгадать загадки:

Вырос в поле дом, 
Полон дом зерном, 
Стены позолочены, 
Ставни заколочены, 
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

***

Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный, 
И лежат за ним вразброс 
Копны золотых волос.

***

Был я сыпучим, 
Потом – тягучим, 
В огонь попал –
Мягким стал.

***

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье!

***

Что на сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают? 

***

В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо. 
Ну, теперь зови ребят! 
По кусочку все съедят. 

Слайд№22

Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (Предварительно велась работа по пословицам, их значение)

Слайд №23

Знаешь ли ты?

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт.

С хлебом встречали вернувшихся с войны. 

Слайд №24

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.

Дети рассматривают нормы, представленные на дид. столике.

Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби.

Слайд №25-26

В России существует единственный государственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.

Слайд №27-29

Чтение стихотворений вместе с детьми. «Булка» С. Михалкова,

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

***

Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает
Сколько требует ухода
мать-земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, строитель,
учитель, Шахтер, машинист - народ!

Рефлексия:

Ребята, продолжите фразу: Я сегодня узнал, что…

Благодарю за внимание.
Воспитатель с детьми приглашают гостей к столу на чаепитие.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»